ОВАННЕС I МАНДАКУНИ
Том LII, С. 347-348
опубликовано: 19 мая 2023г.

ОВАННЕС I МАНДАКУНИ

[арм. (?)ռվ(?)աճճես Ա Մաճդակռւճի] (ок. 403, сел. Цахнот, пров. Аршаруняц, Вел. Армения - ок. 490, сел. Бернос (?)), арм. святой (поминается в числе св. католикосов на литургии) католикос Армянской Апостольской Церкви (ААЦ; с 478). Принадлежал к школе католикоса Саака I Партева Великого и Месропа Маштоца. На престоле католикоса был преемником своего дяди Гюта I. Первые годы правления О. М. прошли под знаком борьбы армян против персид. владычества, когда он проповедями и молитвами поддерживал арм. войска. Во время марзпанства Вахана Мамиконяна (с 485) О. М. занимался церковно-адм. деятельностью, направленной на укрепление ААЦ; перенес престол католикоса из Вагаршапата в Двин. В те же годы при содействии Вахана Мамиконяна были восстановлены мн. арм. церкви и мон-ри, пострадавшие во время войны. В соответствии с проводившейся тогда политикой ААЦ О. М. боролся с распространением в Армении влияния сторонников несторианства и приверженцев Халкидонского Собора (см. Вселенский IV Собор). По инициативе католикоса на арм. язык было переведено греч. «Опровержение Халкидонского Собора и Томоса [папы] Льва» монофизитского богослова Тимофея II Элура, патриарха Александрийского.

Под именем О. М. в рукописях известно ок. 40 наставлений, речей и проповедей, в т. ч. «К святым мученикам Христовым», «Призыв к покаянию», «Наставление для монахов-отшельников» (указания, касающиеся быта анахоретов). Сборник, состоящий из 26 гомилий, в основном нравоучительного характера, авторство к-рых в арм. традиции приписывается О. М. (ряд совр. исследователей атрибутируют их писателям VII в. Ованнесу Майраванеци и Ованнесу Цахнатци - см.: Christianismes Orientaux. P., 1993. P. 145), оказал большое влияние на дальнейшее развитие арм. риторского искусства и является важным культурологическим источником. Установленные О. М. каноны включены в сб. «Книга канонов».

По свидетельству арм. историков, О. М. принимал деятельное участие в составлении богослужебных книг. В Жамагирке (Часослове) ему приписывается авторство карозов (мелодизированных проповедей) и примыкающих к ним молитв на 3-м, 6-м и 9-м часах, а также проповеди «Пробудимся все» и молитвы «Тобою славимся». С именем О. М. также связывается авторство мн. включенных в Маштоц (Требник) чинопоследований: таинств Крещения, Миропомазания, Священства и Брака, литургического действа при закладке храма, благословения звонарей, Св. чаши (для причастия), дискоса, креста и др. Согласно историческим источникам, О. М. перевел с греч. языка на армянский песнопение «Свете тихий», Патарагаматуйц (Служебник), известный под именем свт. Афанасия Александрийского, 2-е Послание ап. Павла к Коринфянам и апокрифическое соч. «Смерть святого апостола и евангелиста Иоанна» (см. в ст. Иоанна деяния) (впрочем, эти указания по-разному интерпретируются исследователями). Традиция приписывает О. М. авторство ряда гимнографических произведений, в т. ч. песнопений на Пятидесятницу и наиболее древних шараканов из канонов св. апостолам и переводчикам. Деятельность О. М. имела важное значение для формирования догматической системы и обрядовой практики ААЦ.

Соч.: Гомилии арм. католикоса Иоанна Мандакуни. Венеция, 1836, 18602 (на арм. яз.); Heilige Reden des Johannes Mandakuni / Übers. J. M. Schmid. Regensburg, 1871; Книга посланий. Тифлис, 1901. С. 239-240 (на арм. яз.); Книга Иоанна Мандакуни / Изд.: Г. Тер-Мкртчян // Арарат. Эчмиадзин, 1903. Т. 36. № 6. С. 562-572; № 7. С. 662-672; № 8/9. С. 774-784 (на арм. яз.); Reden des armenischen Kirchenväters Johannes Mandakuni / Übers. J. Blatz // Ausgewählte Schriften der armenischen Kirchenväter / Hrsg. S. Weber. Münich, 1927. Bd. 2. S. 31-269; Гомилии к св. мученикам Христовым / Изд.: еп. Н. Погарян // Сион. Иерус., 1963. Т. 37. № 2. С. 48-49 (на арм. яз.); La XXVIe homélie de Jean Mandakouni sur les charmes des sorciers et les magiciens impies / Trad. F. Feydit // Mélanges offerts à J. Dauvillier. Toulouse, 1979. P. 293-306; О беззаконных дьявольских зрелищах / Пер., предисл.: Л. Г. Степанян // Кавказ и Византия. Ер., 1988. Вып. 6. С. 268-275; Les homélies du catolicos Hovhan Mandakuni / Trad. l'archev. Y. Tabakian. Antélias, 2000.
Ист.: Лазар Парпеци. История Армении. Послание Вахану Мамиконяну / Пер. с древнеарм. и коммент.: Б. Улубабян. Ер., 1982. С. 297-487 (на арм. яз.); Вардан Великий. Всеобщая история / Пер.: Н. О. Эмин. М., 1861. С. 70; Киракос Гандзакеци. История Армении / Пер.: Л. А. Ханларян. М., 1976. С. 57; Самуэл Анеци. Извлечения из книг историков. Вагаршапат, 1893. С. 72 (на арм. яз.); Иованнес Драсханакертци. История Армении / Пер.: М. О. Дарбинян-Меликян. Ер., 1986. С. 76.
Лит.: Саргисян Б. Критическое исслед. об Иоанне Мандакуни и его сочинениях. Венеция, 1895 (на арм. яз.); Бюзандаци Н. Три понимания Иоанна Мандакуни // Лума. Тифлис, 1901. Т. 2. С. 369-380 (на арм. яз.); Тер-Мкртчян К., еп. Иоанн Мандакуни и Иоанн Майрагомеци // Шогакат. Вагаршапат, 1913. Т. 1. С. 84-113 (на арм. яз.); Дурян Е. Новая рукопись речей Мандакуни // Сион. 1927. Т. 1. № 10. С. 308-309; № 11. С. 343-346; № 12. С. 372-373; 1928. Т. 2. № 1. С. 19-21; № 3. С. 84-86; № 4/5. С. 133-135; № 6. С. 179-180; № 7. С. 211-213; № 8/9. С. 246-248; № 10/11. С. 312-313; № 12. С. 370-371; 1929. Т. 3. № 1. С. 27-28; № 2/3. С. 65-67; № 4. С. 119-121 (на арм. яз.); он же. Исправленные строки в рукописях // Там же. 1928. Т. 2. № 12. С. 371-373 (на арм. яз.); Торосян О. Сравнение речей Иоанна Мандакуни «О деньгах и ростовщичестве» и Василия Кесарийского «Против ростовщиков» // Базмавеп. Венеция, 1927. № 84. С. 65-73 (на арм. яз.); Акинян Н., Тер-Погосян П. Католикос Ованнес I (Мандакуни, 480-502 гг.): Лит. исслед. // HAms. 1971. Bd. 85. N 4/6. S. 137-162; N 7/9. S. 289-322; N 10/12. S. 385-398 (на арм. яз.); Акопян Г. Шараканы, приписываемые Иоанну Мандакуни // Эчмиадзин. 1971. № 4. С. 31-36 (на арм. яз.); он же. Жанр шараканов в арм. средневек. лит-ре: V-XV вв. Ер., 1980. С. 91-101 (на арм. яз.); Айрапетян С. История арм. древней и средневек. лит-ры. Ер., 1994. С. 258-259 (на арм. яз.); Кеосеян А. Очерки богословия арм. средневек. искусства. Эчмиадзин, 1995. С. 72, 213, 271 (на арм. яз.); Орманян М., архиеп. История нации. Эчмиадзин, 2001. Т. 1. С. 523-555 (на арм. яз.); Zekiyan B. L. La relation entre le sacrifice et la communion dans la théologie de Hovhan Mandakouni // The Eucharist in Theology and Philosophy: Issues in Doctrinal History in East and West from the Patristic Age to the Reformation / Ed. I. Perczel, R. Forrai, G. Geréby. Leuven, 2005. P. 81-93.
А. Чантикян
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • НЕРСЕС I ВЕЛИКИЙ (Партев) (ок. 329 - 373), свт., католикос Армянской Апостольской Церкви (353-359, 364-373); один из наиболее почитаемых арм. святых
  • НЕРСЕС IV ШНОРАЛИ [Благодатный; Клаеци] (ок. 1102 - 1173), католикос Армянской Апостольской Церкви (1166-1173); арм. поэт и гимнограф; святитель Армянской Церкви (пам. в субботу перед 5-м воскресеньем Воздвижения Креста, в день праздника святых переводчиков)
  • ОВАННЕС III ОДЗНЕЦИ [Имастасер (Философ)] (ок.650 - 729), армянский святой (пам. в субботу 3-й недели Великого поста), католикос Армянской Апостольской Церкви (ААЦ; 717-728), богослов, философ, правовед
  • АВРААМ I АЛБАТАНЕЦИ Армянский католикос (в 606/07-610)
  • АВРААМ ЗЕНАКСКИЙ (V в.), исп., арм. еп., писатель
  • АНАНИЯ МОКАЦИ († 965), Армянский католикос (с 946 г.)